Уважаемые родители!
Работа учителя-логопеда в нашей школе достаточно актуальна и многогранна. Из года в год в начальные классы массовых школ попадает большое количество детей, имеющих отклонения в развитии устной и письменной речи, что, в свою очередь, препятствует успешному овладению этой категорией учащихся основными предметами школьной программы.
С вашими детьми работает учитель - логопед
Жукова Вероника Ринатовна
тел. : 7-77-06
Логопедические игры с чистоговорками
Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Чистоговорка - это зарифмованная фраза: ла-ла – Мила в лодочке плыла. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата. С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка (фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматику и связную речь).
Использование данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому. Для этого берётся последний слог слова или последние два звука в односложном слове и повторяется в начале чистоговорки (са-са-са – вот идёт лиса).
Практические игры и упражнения с чистоговорками
1. Развитие правильного звукопроизношения.
Использовать чистоговорки для закрепления звуков можно, когда идёт автоматизация звука в словах и фразах. Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предлагать произносить чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.
Автоматизация звука «с» – са-са-са в лесу идёт лиса.
а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью, удивлением);
б) Скажи голосом разным по тембру (как мишка, мышка);
в) Скажи тихо-громко;
г) Скажи медленно-быстро;
д) Скажи выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова).
2. Развитие фонематического слуха.
С детьми среднего и старшего дошкольного возраста проводится более сложная работа по развитию фонематического слуха. Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звуко-слогового анализа можно также использовать чистоговорки:
а) Добавь слог с определённым звуком:са-са-са – ли…, са-са-са – колба…;
б) Прошагай по слогам: ла-ла – ос-тра-я пи-ла;
в) Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса);
г) Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая,смелая);
д) Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу;
е) Поменяй звук: ал-ал- бал ( «л» на «р»), са-са – крыса ( «с» на «ш»).
3. Развитие словаря, грамматики и связной речи.
С помощью чистоговорок можно учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы:
а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, можно использовать схемы);
б) Назови чистоговоркойодин-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис);
в) Ответь чистоговоркой какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? ла-ла– синяя юла, ла-ла-крутится юла);
г) Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей);
д) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу);
е) Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? са-са-какая лиса? са-са что делает лиса? са-са- кого встретила лиса?
Чистоговорка, какрифмованная фраза с часто повторяющими звуками вызывает интерес у детей к занятиям, даёт возможность быстрее усвоить материал, активизирует воображение и речь ребёнка.
ИГРЫ С ЯЗЫЧКОМ
«Улыбочка-хоботок»
«Улыбка» - удержание губ в улыбке, зубы не видны. Улыбайся народ, |
«Заборчик» Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. Подъезжает шофёр, |
«Лопаточка» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык широкий покажи, |
«Часики» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта. Маятник туда, сюда, |
«Змейка» Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд. Осторожно народ: |
«Качели» Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. А сейчас качели вверх, |
«Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Губка верхняя в варенье, |
«Чашечка» Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. Язычок наш поумнел, «Трубочка – желобок»
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Ну-ка делай, дружок, |
«Маляр» Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба. Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок. |
«Горка» Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх. Санки привезли ребятки, |
«Грибок» Рот открыт. Язык присосать к нёбу. На тонкой ножке вырос гриб, |
«Лошадка» Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Вот лошадка скачет ловко, |
«Пароход» Прикусить кончик языка и длительно произносить звук [Ы] (как гудит пароход). Отплывает пароход |
«Гармошка» Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть. Непослушный язычок, |
«Барабанщик – дятел»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук [Д-Д-Д]. Сначала звук [Д] произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть – неподвижна, работал только язык. Звук [Д] должен носить характер чёткого удара. |
«Болтушка – индюк» Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки [бл-бл]. По двору индюк ходил: - Бл-Бл-Бл. - Бл-Бл-Бл. - Какой красивый я, - Бл-Бл-Бл, |
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ САЙТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ